Подробный фотоотчет вы сможете увидеть на страничках наших соц. сетей https://www.facebook.com/garage.avtoclub/posts/1286000534746885

В далеком детстве я всегда знал, что у меня будет старый автомобиль, а может быть и не один. Детские мечты-упрямая вещь. Они лежат в подсознании и сбываются время от времени.

И с тех пор, когда я купил свой первый Газ-69, я знал о существовании коллекции старых автомобилей в деревне Черноусово Чернского района Тульской области. Владеет коллекцией Красинец Михаил Юрьевич, коренной москвич и бывший член спортивной команды автозавода им. Ленинского Комсомола.

Мне посчастливилось общаться с ним в течение одного дня в октябре 2013 года. Дело в том, что я пытался посетить данное скопление машин и чуть более года назад, но имея на руках подробную карту местности и основы топографии в голове, мне не удалось найти это заколдованное место. Я кружился вокруг около двух часов, пока не стемнело. Но леса сменялись лугами, а площадки с автомобилями всё не было видно. Тогда, в 2012 попытки пришлось отложить до лучших времён.

Лучшие времена наступили только недавно. Я запасся координатами для навигатора, двумя картами-схемами, дизельным внедорожником KIAMohave 2011 г.в., взял Родителя в качестве второго пилота и отправился в путь из Запорожья.

Маршрут я построил таким образом, чтобы прибыть на место ранним утром и начать посещение экспозиции филиала Чернского краеведческого музея, коим когда то являлась площадка Красинца. Свернув направо с Москва-Симферополь в райцентре Чернь, я остановился, чтобы уточнить направление движения.

Мальчонка из числа местных жителей грозно перегородил велосипедом дорогу и потребовал денег на всякий случай. Но Макаренко учил не идти на поводу у детей, поэтому с десятилетним рэкетиром разговор не получился. Интересные нравы у местного населения!

Нашёл плиты из «легенды», они сменились тракторной колеёй. Героически преодолев небольшое расстояние по русской глубинке, я понял, что места для подвига ещё осталось «завались»! Перед моими глазами предстал каньон практически без того, что принято называть дорогой, мостик внизу и внушительный подъём. При этом нужно добавить, что дожди шли несколько дней до моего визита, и направление не внушало доверия вообще. Но мне повезло! Первый раз в этом году ударили заморозки, почву подморозило и появилась реальная возможность неопасного для авто штурма бездорожья. Подвеска выставлена в крайнее верхнее положение, полный привод и понижайка активированы. Вперёд! Мы уверенно проползли весь путь до мостика, затем уже на мосту KIA вывернулась поперёк колеи, чудом не зацепившись за остатки бетонной конструкции моста, но система стабилизации вернула авто в колею и мы уверенно двинулись вверх.

Я должен признать, что KiaMohaveобразца 2009 является серьёзным внедорожником, особенно по сравнению с сегодняшней армией паркетно-подключаемых проходимцев. Автомобиль рамный с ручной функцией подключаемого переднего привода, которую я включаю с наступлением заморозков. По моим ощущениям, автомобиль с включённым передком острее реагирует на газ и потребляет на 1л. дизельного топлива больше в городском режиме. Расход топлива по трассе составляет от 8 до 10 л/100 км в зависимости от настроения водителя и температуры за окном. Задняя подвеска пневматическая, а максимально задранный внедорожник с активированной функцией пониженной передачи даёт возможность почувствовать себя покорителем стихии. Двигатель очень мощный (250 л.с.), а шестиступенчатый автомат реагирует очень живо на подачу газа. В первые дни владения у меня было ощущение, что я езжу на летающем утюге. Динамика устраивает и на четвёртом году владения автомобилем. Недостатком могу назвать только жёсткую подвеску, которая на неровных дорогах может и душу вытрясти. Я считаю, что только это и непрестижность в целом помешали честному аналоговому рамному внедорожнику за 49000$ стать бестселлером рынка в своём классе.

Дальше просёлок шёл мимо покосившихся домиков, по-видимому, заброшенных и вывела к непаханному полю. Карты-схемы потеряли свой смысл, а навигатор упрямо видел «тайгу». Поле с травой по пояс не дало возможности определиться на местности с земли. В книжках про индейцев Виннету обозревал окрестности с дерева, я решил последовать его примеру и был вознагражден видом лужайки в зоне моей видимости, заставленной автомобилями.

Первыми показались будки грузовиков и старая железная башня. Зачем она в этой глуши-непонятно. Подъехав ближе, перед моим взором предстали три дома без заборов и ландшафтного дизайна, а также поле, усеянное бывшими автомобилями. Зрелище впечатляющее трагизмом с непривычки!

На боку лежал Иж-27151-013-01 с удлиненным свесом кузова и редкой экспортной облицовкой радиатора. Мужчина, копошившийся в нём, бросил свои дела и направился ко мне навстречу.

Вот и познакомились-Красинец Михаил Юрьевич собственной персоной. Человек-легенда. Он рассказал, что коллекция является достоянием Тульской области, Чернского района и всей России в целом. Что Музей рассредоточен на трёх площадках и на двух гектарах. Что собирает он экспонаты уже более 25 лет и начал с коллекции непосредственно продукции завода «Москвич», а потом несказанно вошёл во вкус самого процесса.

С чего же всё начиналось? Привожу Уважаемому читателю историю жизни Красинца с сокращениями, рассказанную мне в течении одного дня в октябре 2013 года.

В 80-хх годах прошлого века Михаил Юрьевич являлся членом спортивной команды завода АЗЛК и модели спортивных «Москвичей» помнит наизусть, включая составы команд и их стартовые номера. Особенно гордится он спортивными победами и триумфом технического гения АЗЛК над продукцией других заводов, принимавших участие в соревнованиях.

А в это время производство АЗЛК-2141 только началось, и автомобиль, поставленный на конвейер с опозданием лет на 10, так и не избавился от «детских болезней». Хотя я до сих пор признаю его самым последним перспективным и современным автомобилем в Союзе. С ним АЗЛК и вошёл в 90-е годы. В процесс, в конечном итоге убивший гигантский завод.

При развале Союза на заводе им. Ленинского Комсомола, переименованном в ОАО «Москвич», а спорт в целом и именитые прототипы оказались никому не нужны. Тогдашнему руководству была безразлична спортивная история завода. Уже позже, в эпоху производства Святогора и Юрика Долгорукого, коллекция автозавода, которая находилась в знаменитой «Летающей тарелке» в районе               м. Текстильщики, была передана городу Москве.

Директором автозавода Рубеном Асатряном был выбран курс на максимальное замещение отечественных компонентов импортными. Комплектующих не хватало, производство лихорадило, кузова хранились под открытым небом в ожидании деталей. Завод двигателей, по словам очевидцев, укомплектованный оборудованием на 90% простаивал без дела и был, в конечном итоге, разграблен. О каких спортивных прототипах и автоспорте в целом могла идти речь? Автомобили были балластом и завод его сбрасывал.

В этот исторический период и появляется на сцене автомобильной истории наш владелец коллекции. Он без разбора вывозил все автомобили, которые мог спасти от безжалостных гильотины и пресса. Но уже и в начале 90-х годов в Москве было проблематично найти площадку для хранения даже 20-30 автомобилей, да и финансовые возможности нашего главного героя были не безграничны. И Красинец принимает решение во имя сохранения коллекции сменить жилплощадь в Москве на дом и поле в тульской глубинке. А так как остановиться он уже не мог, то разница в стоимости жилья также пошла на пополнение коллекции. Больше скажу-этот коллекционер не остановился до сих пор, хотя и испытывает большие материальные трудности.

О спортивных автомобилях Михаил Юрьевич говорит много и с удовольствием. Большинство машин в «цветах» являются репликами, созданными руками и кистью коллекционера. Автомобили эти воссозданы в честь прошлых чемпионов, которых уже не существует в природе. Весной планируется закончить «реставрацию» Газ-21 второго выпуска в честь –50 летия проведения марафона «ралли Монте-Карло», которое стартовало 17 января 1964 года, т.е докрасить по «обходной технологии» и установить капот. Таким же образом произведены и другие спортивные автомобили, преимущественно «Москвичи». Так же «отреставрирован» и спецтранспорт-автомобили в раскраске «Милиция» стандарта до 1959 года. Санитарный же ЗИМ представлен в оригинале, только заднее сиденье наспех брошено в салон на место носилок.

А одной из моих задач было именно выяснить подлинное убранство салона милицейского Газ-69. Такой же автомобиль я готовлю к реставрации и очень надеялся увидеть спецсалон в оригинале. Не судьба-мой автомобиль получше будет-его хранили в гараже и сохранили более комплектным.

В целом я ни в коем случае не разделяю такого принципа «реставрации». Одних желания, красок и кистей мало. Нужно помещение, оборудование, деньги в конце концов! Но Михаил Юрьевич искренне считает, что все детали советского автомобиля, а тем более зарубежного, произведены из долговечных материалов и рассчитаны на многолетнюю круглогодичную эксплуатацию. А сам он освоил все процессы работы с металлом и отреставрировать автомобиль «проще простого». Не могу его осуждать-каждый имеет право на собственное мнение. Но процесс правильной реставрации отнимает огромное количество времени и материального ресурса, особенно если ты этим не зарабатываешь, и процесс не стоит на «потоке». По себе знаю.

Но вы хоть стёкла поднимите, уважаемый! Очень грустно выглядят прелые и поеденные зверьём салоны «Чаек» и редких «S-класса» и «Альфы-Ромео». А то, чем побрезговали четвероногие воришки, растаскивают двуногие прямоходящие.

По словам хозяина:-местное население регулярно совершает набеги на его угодья в поисках уникальных и редких деталей, которые впоследствии можно сбыть коллекционерам через интернет. Чудом был спасён и положен под подушку приборный щиток от праворульного «Москвича-412П». А второй такой же щиток болтается на проводах в другом не менее редком аналогичном автомобиле с опущенным стеклом. Что-то говорит мне о том, что следующий набег аборигенов увенчается успехом. С оригинального спортивного 2140 SL, на котором союзная сборная гонялась с 1984 по 1987 годы, безжалостно оторвали железные расширители арок со стороны поля. К дому, по видимому, подойти не решились, поэтому расширители с левой стороны уцелели. Господа Вандалы, зачем они вам? Разве что для тюнинга «Лады-седан, цвет «баклажан»? Автомобиль на заводе был подготовлен в 1986 году для ралли «1000 озёр», а экипаж состоял из Александра Потапова и Сафония Лотко. Мотор объёмом около двух литров разгоняли до 170 сил. С автомобиля под капотом срезаны все усилители, а двигатель в данное время отсутствует. Правда, Михаил Юрьевич имеет мотор 1.6, который и планируется установить в спортседан.

Кстати у этого «Москвича» с целью борьбы с лишним весом центр капота выполнен из листа алюминия и при желании его можно скатать в рулончик как туалетную бумагу. Фиксировался капот двумя штырьками. Теперь и я понял принцип действия спортивных замков.

Французская «Симка 1968 года». И снова опущено стекло, прелый, но очень достойный салон и планы по одеванию авто в спортивную форму

Кроме того, есть целый прайд сожжённых машин, которые обосновались в высокой траве и сразу не привлекают внимания по причине максимального слияния с осенней природой, а проще говоря-коррозия висит на кузовах струпьями. Ну живёт себе человек на хуторе-вредить зачем? Сожгите папину машину и посмотрите, что же будет дальше?

Здесь же обнаружился кузов от «Победы-такси» и крыша от экспериментального фургона МЗМА-430.

«Москвичи» Михаил Юрьевич собирает целенаправленно по годам выпуска и кузове «седан». По его словам, в период с 1947 по 1988 годы собраны все модели в кузове «седан». Особенно ценны для хозяина различные переходные версии. Их появлению обязана ситуация, когда жизненный цикл одной модели еще не был закончен, а на новую модель деталей не хватало. Соответственно появлялись 408-е с двигателями от «412»-го и «Москвичи 2140» с бамперами, дверями и салонами от «412» модели. О них он рассказывает с упоением, приводя считанные месяцы определенного года, в течение которых производились «переходяги». Также обнаружился абсолютно нереальный экземпляр «Москвич 2137SL»,в люксовом варианте. Это реплика, сделанная руками владельца коллекции. Но история следующая:-«Люксы» собирали с мая 1981 года, а отделочный конвейер находился в цехе испытаний. Перегонять туда «Люксы» на окончательную сборку нанимали девушек-они меньше били дефицитные бамперы и фонари, которые закупали в Югославии и ГДР. А в смену надо было сдавать 25 машин, поэтому обвес страдал. По специальным заказам собирали Люксы в универсальных кузовах, и Красинец помнит около десяти таких машин, прошедших контейнер. Красили их в основном в различные «металлики». Уходили они исключительно на Запад. Такой вот заводкой тюнинг! Кстати, в 1988 году Красинец работал в Бауманском ДОСААФЕ и гонял на списанном из сборной СССР 2140SL. А сборная СССР использовала в 1988 году разгонные универсалы желтого цвета. На таком универсале в 1987 году Красинец участвовал в ралли «Русская зима» и «Союз». А потом его не взяли штурманом в заводскую команду, зато дали место пилота в команде «Сирена Москва» на автобазе скорой помощи. Как признаёт Михаил Юрьевич:-«Спорт жалко, снится до сих пор. Команда «Сирена» клепала машины на коленке, а я делал их по спортбюровски». После этой несостоявшейся карьеры Красинец и стал коллекционером, тяготеющим к «Москвичам».

На другой площадке нашелся сгоревший кузов от несерийного Москвич-415. Удивило, что горел только кузов без навесных элементов. А история следующая-по словам Красинца в Москве в начале 90-х годов было две моды: Рассчитываться с работниками предприятий списанным грузовым автотранспортом, и жечь грузовики, запаркованные на московских улицах. В таком грузовике находился кузов приготовленного к отправке на дальнюю усадьбу 415-го. А пожарные при тушении изрядно поворошили кузов ломами, локализуя очаг возгорания. Кузов выгнуло дугой, а навесные элементы хранились в гараже и при пожаре не пострадали. Но:-«Всё можно восстановить, к тому же чертежи на раму на руках, а агрегаты подойдут от 410-го». Теперь я за судьбу уникальной машины спокоен!

Кстати 410-х обнаружилось два, рядом с ещё более редким МЗМА-411. Пара 401-х кабриолетов, один из которых хозяин готов обменять на что-нибудь стоящее. Причём обмен на деньги хозяин отрицает категорически:- «Продажа исключена, это не магазин».

Прототип 3-4-5. Да это вообще уникум. По автомобилю сразу видно, что в одном экземпляре в союзе всё делали на совесть. Он до сих пор выглядит достойно, учитывая условия хранения. А убранство салона поражает тщательной проработкой и высоким уровнем обходных технологий, существовавших для производства прототипов в конце прошлого века. По словам хозяина, Асатрян приказал его порезать. Спасся прототип чудом и стараниями нашего героя.

Продукция ГАЗа тоже представлена широким фронтом. Газ-67, несколько 69-ток, ЗИМы в разных расцветках, причём до них гений и кисть владельца пока не добрались. «Победы» и «Волги» разных выпусков:- да они повсюду, их просто очень много! Особняком стоит М-72-комплетный, с «родными эмблемами» и шильдиками в салоне. Вот его искренне жаль! Ещё мог бы и ожить.

«Чайки»:- тринадцатая и четырнадцатая. Унылое зрелище, а на фото десятилетней давности они выглядят новыми. Не так уж и долговечны авто в условиях средней полосы России.

Также нашлось несколько трёх- и четырёхколёсных «инвалидок», небольшое количество мотоциклов. Вокруг сараев разбросана гора железа от бывших машин. Причём некоторые детали заставляют дрожать мелкой дрожью. Абстрагируюсь, понимая, что с собой не унесу. Или просто с ними не уйду живым. Чужое.

Стайкой встали на вечный прикол немецкие «Форд-Таунус», на эмблеме которых планета Земля есть, а Японии, Китая и Советского Союза нет. Стоят самодельные машины и просто куча железяк, опознать некоторые из них уже просто тяжело.

А хозяин одержим новым проектом:-из ЗиЛ-157 «произвести» ЗиС-151, благо, что для переделки всё есть! Зачем?..

На площадке с грузовиками обнаружилась свежая пропажа-исчезли жабры капота на Газ-51 с надписью «Автозавод им. Молотова». Этим всё и закончится, если мечте Михаила Юрьевича не суждено будет сбыться. А он мечтает, что правительство России или Тульской области обратит на него внимание и поможет ему с крытым ангаром и боксами для реставрации. Он готов передать свои знания, навыки да и коллекцию в целом. Но он хочет понимать перспективы своих вложений. Представьте себе-едешь по Москва-Белгород, а возле трассы расположился целый ретро-комплекс! Люди семьями стоят в очереди за билетами в музей, едят в стилизованных ресторанчиках, заправляются на заправках как в «Королеве бензоколонки». Человек-легенда читает лекции по древней автоистории экскурсантам, прибывшим на автобусах. Дети бегают по детской площадке и отдыхают в «качалках». Все счастливы!

А самое главное, что ничего нереального в этом нет. Тем, кто решительно давит на педали «газ» и «нефть» стоит только задуматься-и данное мероприятие может реализоваться в течении двух-трёх лет. К тому же придорожная инфраструктура в тех местах хромает на обе ноги, а поток проезжающего транспорта огромен. Идея дорогого стоит, а вложения быстро окупятся. Ритм нашей жизни сейчас таков, что даже подумать о чем-то перспективном просто не хватает времени, а Красинец за идею почти ничего не хочет. Энтузиазма ему всё ещё не занимать! В былые времена на таких людях многое держалось, а ему и «уже» и «всего» 55 лет. Годы не вернуть и время проходит. Его уникальные знания пользы не приносят, а могли бы. Хотя Россия на фоне событий 2013-14 годов и урезания всех бюджетов свой шанс на такой комплекс уже потеряла, но еще может и найти. Главное, чтобы дожила техника. И Красинец.

На просторах интернета бытует мнение, что Красинец погубил большое количество уникальных и просто редких машин. Что он всё делает неправильно и, мягко говоря, одержим. С таким мнением я могу согласиться лишь отчасти. Это уже в 2000-х годах появились настоящие коллекционеры, появилась мода на ретроавтомобили, спрос и предложение на правильную реставрацию авто- и мото-техники. Благосостояние народа массово увеличилось и породило спрос на автостарьё. Где всё это было в конце 80-хх годов прошлого века? Нам до этого могло быть дело-продуктов в магазинах не было, а впрочем, денег не было тоже.

А он тащил всё к себе в Черноусово, ущемляя себя в житейских радостях. Этих бывших автомобилей в массе своей сегодня просто бы не осталось нигде, кроме пункта приёма металлолома. Впрочем, уже бы и переплавили на кастрюли лет 15-20 назад.

Заканчивали беседу мы в «офисе», коим является для коллекционера РАФ-2203 с салоном, построенным по спецзаказу в 1993 Щёкинским авторемзаводом. Удобный кабинет, даже по современным меркам, должен я вам сказать! Даже есть розетки телефонной связи, я дома такие в 11 лет устанавливал. В кабинете я оставил запись в «Книге посещений», которая заполнена благодарственными отзывами, и прощаясь, оставил владельцу коллекции небольшое пожертвование. После чего Михаил Юрьевич выхватил телефон и начал звонить кому-то и говорить, что деньги есть и машину он заберёт. Вот так-то…